ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Александр Акимович Санин

Портретное фойе

(3.4.1869 — 8.5.1956)

Настоящая фамилия Шенберг.

Режиссер, актер. Окончил Московский университет. Со Станиславским встретился в 1887 г. и затем вошел в созданное им Общество искусства и литературы. Вступил в МХТ при его создании. Среди ролей, первым исполнителем которых здесь был Санин, — Луп-Клешнин в “Царе Федоре Иоанновиче”, Водяной в “Потонувшем колоколе”, Захарьин-Юрьев в “Смерти Иоанна Грозного”, старик Фокерат в “Одиноких”, доктор Реллинг в “Дикой утке”, Алфеев в “В мечтах”. Станиславский проставил имя Санина как имя режиссера рядом со своим на афишах многих спектаклей первых сезонов (“Царь Федор Иоаннович”, “Смерть Иоанна Грозного”, “Венецианский купец”, “Потонувший колокол”, “Самоуправцы”, “Снегурочка” и др.). Санин был в ответе за массовые сцены, столь важные в первых постановках. Самостоятельной режиссерской работой его была “Антигона” Софокла (1899). После того как при смене организационных основ театра в 1902 г. Санин счел себя обиженным и оставил МХТ (перешел в Александринский театр, где служил по 1907), Станиславский неоднократно выражал желание вновь сотрудничать с ним. Его работы на императорской сцене и затем в Старинном театре и в антрепризе Дягилева отмечены вынесен¬ной им из МХТ постановочной культурой. Станиславский высоко оценил спектакль своего прежнего соратника в Свободном театре (“Сорочинская ярмарка” на музыку Мусоргского, 1913). В январе 1917 г. Санин вернулся в МХТ и пробыл там до 1919 г., не завершив ни одной постановки. С 1922 г. за границей вместе с женой (в девичестве Л. С. Мизинова, известная биографам Чехова как Лика, предполагаемый прообраз Нины Заречной).