ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народный художник СССР

Борис Иванович Волков

Портретное фойе

(13.3.1900, Москва — 23.12.1970, Москва)

Театральный художник. Народный художник СССР (1965).

В 1913— 1918 гг. учится в Строгановском училище у Ф. Федоровского, пишет декорации в мастерских Народного дома под руководством В. Поленова.
В 1918— 1923 гг. — во ВХУТЕМАСе. Среди его учителей — Г. Якулов, А. Лентулов, В. Татлин, Д. Штеренберг. Член Общества художников-станковистов (ОСТ). Работать в театре начинает сразу же после окончания института. Главный художник ряда московских театров: 1924—1940 гг. — в Театре им. МГСПС (впоследствии — им. Моссовета); 1941—1949 гг. — в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1951—1970 гг. — в Малом театре.
В Театре им. МГСПС начал с обнаженной конструкции, натуральных фактур, лаконичных деталей (“Шторм” В. Билль-Белоцерковского, 1925), однако вскоре переходит к живописной декорации, вырабатывает узнаваемую манеру эскиза. С середины 30-х гг. много работает над оперными и балетными спектаклями.
В МХАТ впервые приглашен для оформления сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев” (1948), затем оформляет еще 7 спектаклей, среди которых “Домби и сын” по Ч. Диккенсу (1949), “Дворянское гнездо” по И. Тургеневу (1957). Мастер декорации, где строеные части искусно вписываются в сценическую живопись, он создает темные, словно покрытые патиной времени, интерьеры старых лондонских зданий с почерневшими деревянными балками и лестницами, романтическим парком в “Домби и сыне”, лирические пейзажи и уютные интерьеры “Дворянского гнезда”.
В “Двенадцати месяцах” Волков применил талант пейзажиста и знания традиционной театральной технологии, чтобы простыми средствами добиться впечатляющих эффектов, сказочных чудес (смена времен года на глазах у зрителей). Порталом служили зеленые лапы огромных елей: во дворце они расцвечивались яркими игрушками и блестящими бусами, в зимних сценах на них лежал снег, который затем “таял”. Волшебное превращение зимнего леса в весенний осуществлялось подсветкой писанных тюлевых задников (исчезал зимний пейзаж, появлялся весенний), внутренней подсветкой сугробов, превращавшихся в зеленые пригорки с подснежниками и т.п. Апплицированный тюль использовался для изображения избы, школьной комнаты, дворцового зала. Живописная обработка всех плоскостей и объемов обеспечивала целостность декорации. 

А. Михайлова