ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженный деятель искусств РФ

Ольга Ивановна Пыжова

Портретное фойе

(17.10.1894, Москва — 8.11.1972, Москва)

Актриса, режиссер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).

Происходила из разорившейся дворянской семьи, в которой были и художники, и литераторы. Бросив институт благородных девиц, ушла на бухгалтерские курсы; во время гастролей МХТ в Петербурге предложила себя в актрисы (прошли две из двухсот экзаменовавшихся). Она вступила в МХТ в сезон 1914/15 г.; в том году Немирович-Данченко писал Бенуа: “Что Художественный театр болен, и очень сильно, в этом нет ни малейшего сомнения”. На основной сцене Пыжова сыграла мало (Фея в “Синей птице”, гувернантка в “Где тонко, там и рвется”, барышня на балу у Фамусова), — ее жизнь связалась со студиями; Вахтангов подготовил с нею роли в “Потопе” (Лицци), в “Двенадцатой ночи” (Виола), в “Балладине” (русалка Гоплана — “деревенская русалка”, как подсказывал ей режиссер, учитывая неизбывно земной характер дарования Пыжовой). Во Второй студии она участвовала в “Истории лейтенанта Ергунова” (роль Колибри). Вместе с Гиацинтовой и Чеховым играла водевиль “Спичка между двух огней”. Станиславский, увлеченный ее ярким, трезвым, веселым талантом, праздничностью ее мироощущения, начал готовить с нею роль Мирандолины, пригласив участвовать в зарубежных гастролях МХАТ. Пыжова играла хозяйку гостиницы с сияющими глазами, радостную девушку, не обольщающую Кавалера, а ведущую с ним праздничный бой, вкладывающую в это сражение сангвинический яркий темперамент. В США артистка имела большой успех (сыграла еще и Варю в “Вишневом саде”); Станиславский называл ее в числе немногих “надежд” труппы. Однако она приняла решение — по возвращении вступить снова в Первую студию, которая уже переформировывалась в МХАТ-2 (в мемуарах она мотивировала свое решение страхом, что увлечение учителя скоро пройдет и она не перенесет его разочарования). С 1924 г. Пыжова — в МХАТ-2. Ее сочное и рациональное искусство вошло в конфликт с художественными идеями Михаила Чехова; она вместе с другими участниками затеянной борьбы была вынуждена уйти. Дальнейшая ее судьба связана с Театром Революции. Болезнь глаз заставила ее оставить актерство; занялась режиссурой в театре для детей и педагогической работой в ГИТИСе и ВГИКе. 

И. Соловьева