ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Михаил Михайлович Рощин

Портретное фойе

Прозаик, драматург.

Михаил Михайлович Рощин родился в Казани 10 февраля 1933 года.
Рос в Севастополе, а с 1943 года жил в Москве.
После школы работал фрезеровщиком, учился в вечернем Ленинском педагогическом институте.
Первый рассказ Рощина был опубликован в 1952 году в газете «Московский комсомолец».
В 1953 году он поступил в Литературный институт, позже перевелся на заочное отделение. 
Некоторое время Рощин работал журналистом районной газеты в волжском городе Камышине, там же в 1956 году вышел первый сборник его рассказов «В маленьком городе».
После публикации в 1957 году в «Знамени» очерка о Братске его взяли на работу в этот журнал, затем он был сотрудником отдела прозы «Нового мира».
В 1963 году Рощин написал пьесу «Седьмой подвиг Геракла», которая из-за цензурных препятствий увидела свет и была поставлена только в 1988 году.
В 1968 году его пьесу для детей «Радуга зимой» поставил в Ленинградском ТЮЗе Зиновий Карагодский. 
В ряды ведущих драматургов страны Рощина вывела пьеса «Валентин и Валентина», поставленная сразу в «Современнике», МХАТе и БДТ, а потом и во множестве других театров.
Автор пьес: «Старый новый год», «Спешите делать добро», «Эшелон», «Перламутровая Зинаида» и других. 
С 1993 по 1998 год совместно с Алексеем Казанцевым издавал журнал «Драматург».
С 1998 года — председатель Творческого совета Центра драматургии и режиссуры.
В 2007 году избран председателем Художественного совета Центра.
Лауреат премии Станиславского, премии г. Москвы, а также премии имени академика А. Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя».
Умер в Москве 1 октября 2010 года.
Статья о М. М. Рощине из энциклопедического издания «МХАТ. 100 лет»

Михаил Михайлович Рощин

Прозаик, драматург. Печатался с 1952 г. Работал в журнале “Новый мир”. Окончил Литературный институт им. Горького в 1958 г. Для театра начал писать в конце 50-х гг.; первые пьесы (остросоциальная “Дружина”, пьеса-притча “Седьмой подвиг Геракла”, обыгрывавшая сходство послесталинской России с царством Авгия, который меньше всего склонен чистить свои знаменитые конюшни) в момент написания на сцену не попали. Не без труда проходили и остальные его пьесы, хотя в них было больше лирики, капризов творческой выдумки, грусти и юмора, чем гражданских чувств и обличений. Взаимоотношения Рощина с МХАТ возникли после прихода сюда О. Н. Ефремова и на первых порах достаточно болезненно сплетались с его отношениями с “Современником”: и там и там были поставлены его пьеса о скитаниях очень юной пары “Валентин и Валентина”, 1971(в МХАТ их играли Е. А. Киндинов и А. А. Вертинская) и драма “Эшелон”, 1975(истории десятка женщин, в первые недели войны оказавшихся в одной теплушке, с одной судьбой; в МХАТ “Эшелон” режиссировал А. В. Эфрос, здесь были заняты Е. С. Васильева, И. П. Мирошниченко, К. А. Минина, С. И. Коркошко, Е. А. Евстигнеев, В. М. Невинный и др.). Автором обеих сцен он оставался и позднее. Рощин любил игру на грани быта и чувствительной сказки (ранняя пьеса “Радуга зимой”) или на грани социального и иронической фантасмагории (“Ремонт”; в этой пьесе выпускались студенты Школы-студии, лидером которых был Ефремов-младший, организатор театра “Современник-II”; в репертуар молодой труппы вошел и “Седьмой подвиг Геракла”). Способность разрешить социальную тему как тему театрально-игровую, прокрасить ее иронией, не сняв ее остро¬ты и узнаваемости, сделала Рощина в определенный момент необходимейшим автором О. Н. Ефремова и пришедших с ним вчерашних “современниковцев”. Вслед за “Валентином и Валентиной” и продолжением истории молодых героев “Муж и жена снимут комнату”, где режиссер Р. Г. Виктюк еще боялся довериться нежности, переливчатости, поэтической условности материи автора, были поставлены лирические фантазии-гротески “Старый Новый год” и “Перламутровая Зинаида”. Если последняя пьеса-игра и пострадала от затяжек подготовительного периода, все же работы О. Н. Ефремова, А. А. Вертинской, В. М. Невинного, Е. А. Евстигнеева, О. П. Табакова, Ю. Г. Богатырева давали образцы техники обновленной, содержательно свежей (как давали эти образцы в “Старом Новом годе” — особенно в сцене бани — и А. А. Калягин — Полуорлов, и Е. А. Евстигнеев — философ Адамыч). С 80-х гг. болезнь отдалила Рощина от прямых творческих занятий; он вел мастерскую молодых драматургов; издавал с 1993 г. журнал “Драматург”.

И. Соловьева