ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженный деятель искусств РФ

Николай Михайлович Горчаков

Портретное фойе

(7.8.1898, Петербург — 28.8.1958)

Режиссер, педагог, мемуарист.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).

С 1924 года — в Художественном театре, куда пришел вместе со своими учениками из школы Третьей (вахтанговской) студии. Их спектакль «Битва жизни» Диккенса вошел в репертуар МХАТ. Станиславский привлек его к восстановлению «Горя от ума» с молодыми исполнителями (1925).

Горчаков был сорежиссером спектаклей «Продавцы славы», «Сестры Жерар», «Три толстяка», проявляя вкус к разгадыванию жанра (сатира, историческая мелодрама, современная сказка). В двух равноценных составах 646 раз был сыгран поставленный им водевиль Катаева «Квадратура круга» (1928); дар комедийного режиссера он проявил также в Театре Сатиры, работу в котором с 1933 г. («Чужой ребенок» Шкваркина) совмещал с работой в МХАТ. 

Его первой самостоятельно подписанной постановкой стал «Мольер», который он выпускал на свой страх и риск после непомерно затянувшихся репетиций (1936). Гибель булгаковского спектакля тяжело отозвалась в биографии Горчакова, поселив в нем страх и готовность отрекаться от себя, доказывать политическую правоверность (участие в постановке пьесы Вирты «Земля», 1937; «Илья Головин» Михалкова, 1949; «За власть Советов» Катаева, 1954).

Его изящный дар и меткость жанровых решений оставались в свое время недооцененными, но с расстояния видно, как важна была для поддержания артистической культуры не только «Школа злословия» — шедевр грации и иронии, но и скромная сказочность «Двенадцати месяцев», неподдельная чувствительность и прочеканенность фабулы в «Поздней любви», суховатая грусть и стройность «Осеннего сада», своеобразная поэзия, отысканная в «Неспокойной старости».

С 1939 г. преподавал режиссуру в ГИТИСе. 

На основе стенографических записей, с которыми он обращался порой вольно, построены книги Горчакова «Режиссерские уроки Станиславского» и «Режиссерские уроки Вахтангова».

И. Соловьева