ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народный артист РФ

Всеволод Алексеевич Вербицкий

Портретное фойе

(29.2.1896, Москва — 11.8.1951, Москва)

Народный артист РСФСР (1948).

Из дворянской семьи, сын писательницы Вербицкой. Окончил два курса медицинского факультета Московского университета. Театральное образование получил в Школе драматического искусства («Школа трех Николаев»), затем при его участии преобразованной во Вторую студию (впоследствии Вербицкий был ее директором). В Художественном театре с 1 сентября 1916 по 1950 г. (ушел на пенсию).

Сыграл 54 роли (вместе со студийными — более 70). В студии репетировал роль Бертрана в «Розе и Кресте» Блока, играл дона Мануэля в «Даме-невидимке» Кальдерона: не случайно и годы спустя Немирович-Данченко числил его среди тех, «у кого от природы хорошо поставленный голос и, главное, настоящая духовная тяга к поэзии» (НД. ИП, т.2, с.432). Был первым исполнителем ролей: Бирон, «Елизавета Петровна»; Державин, «Пугачевщина»; Бенкендорф, «Николай I и декабристы»; граф де Льевиль, «Продавцы славы»; Тальберг, «Дни Турбиных»; сыщик Пикар, «Сестры Жерар»; Варгасов, «Страх»; князь Дулебов, «Таланты и поклонники» и др. Среди его работ — Курчаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Сахар и Время («Синяя птица»), Барон («На дне»), Елецкий («Нахлебник»), Шервинский и гетман («Дни Турбиных»), Семен Семенович, канадский солдат, пассажир на станции («Бронепоезд 14-69»), Николай Скроботов («Враги»), Бенкендорф («Последние дни»), сэр Оливер Серфес («Школа злословия»), лорд Кавершем («Идеальный муж»).

Вербицкий отличался изяществом и мягкостью сценических средств, владел оттенками иронии; меньше удалось ему раскрыть в ролях свою тягу к поэтическому началу (он стал одним из энтузиастов спектакля МХАТ «Гибель поэта» — в этом литературном монтаже, показанном 10 и 17 февраля 1937 г., читал письма, дневники и стихи Пушкина, стихи Тютчева и т. д.).