ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народный артист СССР

Владимир Вячеславович Белокуров

Портретное фойе

(25.6.1904, село Нижний Услон — 28.1.1973, Москва)

Актер, педагог. Народный артист СССР (1965).

В Художественный театр пришел в 1936 г. еще молодым, но видавшим виды актером. Он окончил театральное отделение Высшего института народного образования в Казани. В 1918 г. играл с И. Н. Певцовым в пьесе Мережковского “Павел I” (поручик Долгорукий). Из Казани, где в 1919 — 1923 гг. он играл характерные роли (Костылев, “На дне”; Яша, “Вишневый сад”; Шприх, “Маскарад”; Кудряш, “Гроза”), Белокуров в 1924 г. перешел в московский Театр Революции, под эгиду Мейерхольда (Белогубов в “Доходном месте”); позднее он был всеми отмечен в спектакле А. Д. Попова “Ромео и Джульетта” (Меркуцио).

В МХАТе Белокуров сыграл 51 роль. Среди его первых опытов здесь был Алешка в “Земле”(1937), Отшельников в “Половчанских садах” (1939), сыгранный, по оценке П. А. Маркова, “с настоящей внутренней зоркостью и великолепной сценической характерностью”. В “Глубокой разведке” (1943) он сыграл Гетманова. Эта роль — как и его экранный Валерий Чкалов — образец актерского искусства 30‑х годов, с присущими ему достоинствами ясности, плотности, четкости контура, яркой жизненной содержательности, уверенной и откровенной техники. Актеру давались персонажи победоносные, притом что он любил вывернуть этот мотив: играл победителя-хама, победителя — наглую дрянь. Так повелось с роли Белогубова; в МХАТ так он толковал Молчалина в “Горе от ума” (1940). В чем-то сходно намечался его Самозванец в несостоявшемся “Борисе Годунове”(1937): беззастенчивый, удачливый, страстно увлеченный политической интригой.

Мастер крепкого и крупного мазка, легко и по-своему разгадывающий “зерно” образа, Белокуров не чурался вводов: был его собственным созданием и нагловато-ласковый Чичиков в “Мертвых душах”(1941), и парижанин Яша в “Вишневом саде” (1945). Он любил “свою минуту”, умел воспользоваться ею. Так выдвигался на крупный план в восприятии публики самовлюбленный лакей Звездинцевых Григорий (“Плоды просвещения”,1951): знаменитую толстовскую фразу его “А жаль усов” он произносил равнодушно в личном плане (и без усов совершенен), но с состраданием к миру, кое-что таки утратившему с этими усами, которые велели сбрить.
Среди других ролей: Родэ (“Три сестры”, 1940), Лопахин в новой постановке “Вишневого сада” (1958), Нечай (“Над Днепром”, 1961), городничий (“Ревизор”, 1967), Гровс (“Обратный счет”, 1970) и др.

Расцвет актерского дарования Белокурова совпал с временем, сформировавшим его. Белокуров позднее пробовал себя в режиссуре (“Забытый друг”, совместно с Н. Д. Ковшовым, 1956); сосредоточился на педагогике (профессор ГИТИСа и ВГИКа).

Инна Соловьева