ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженная артистка РСФСР

Нина Васильевна Тихомирова

Портретное фойе

(24.5.1898, Москва — 5.3.1976, Москва)

Актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935).

Театральное образование получила в Драматической студии А. О. Гунста (1918) и в школе при студии Е. Б. Вахтангова (1919). В 1920—1924 гг. — актриса Третьей студии. В МХАТ с 1 сентября 1924 по 1 февраля 1964 г.

Первая исполнительница ролей Секлетеи (“Пугачевщина”), Настасьюшки (“Бронепоезд 14-69”), няньки Буслова (“Унтиловск”), Анны Матвеевны (“Блокада”), Марьи Павловны (“Воскресение”), Мокриной (“Хлеб”), бабушки (“В людях”), Марьи Тарасовны (“Платон Кречет”), Александры Ивановны (“Половчанские сады”), Зориной (“Хлеб наш насущный”), Савватеевны (“Чужая тень”), Галчихи (“Без вины виноватые”). Была введена на роли Анны (“На дне”, 1924), Ночи (“Синяя птица”, 1924), Вари (“Вишневый сад”, 1930), Ирины (“Царь Федор Иоаннович”, 1935), Марины (“Дядя Ваня”, 1947), Ольги (“Три сестры”, 1952), Шабловой (“Поздняя любовь”, 1954), Анны-Марии (“Кукольный дом”, 1960), Марьи Потаповны (“Хозяин”, 1961).

Основатели МХТ высоко ценили ее дарование: в 1934 г., думая о возобновлении “Чайки”, Немирович-Данченко видел ее в роли Маши; в том же году Станиславский хотел заново поставить “Трех сестер” с Тихомировой — Ольгой; она же играла эту роль с ним — Вершининым в I акте на юбилейном спектакле 29 октября 1928 г. Придя поздравить К. С. Станиславского с его 70-летием, она была вовлечена в разговор об искусстве и внезапно — в репетицию их сцены из “Трех сестер”. После этого занятия Станиславский записал по просьбе Тихомировой резюме своей жизни: “Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
Теперь спросите меня: в чем счастье на земле?
В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант!
Выше этого счастья нет.
А успех?
Бренность.
Какая скука принимать поздравления, отвечать на приветствия, писать благодарственные письма, диктовать интервью.
Нет, лучше сидеть дома и следить, как внутри создается новый художественный образ.
1933-20-I. 70 лет жизни”.

И. Соловьева