ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Алексей Николаевич Толстой

Портретное фойе

(29.12.1882, г. Николаевск Саратовской губ. — 23.2.1945, Москва)

Писатель, драматург. Длительная история его все не залаживавшихся взаимоотношений с Художественным театром закончилась единственной премьерой, состоявшейся после скоропостижной смерти автора. Завязались же переговоры еще в 1912 г., когда руководители МХТ ознакомились с пьесой быстро входившего в славу писателя — “День Ряполовского”. В следующем году Толстой предлагал им пьесу “Выстрел”. Драматург не хранил обиды, получая отказ, продолжал показывать свои работы: так, в 1933 г. труппе читали очередной вариант очередной пьесы — “Патент № 14”. Чувствуя в нем талант, МХТ этот талант не находил себе близким: его пьесы больше шли Малому театру (“Насильники”, 1913, “Ракета”, 1917) или Незлобину (“Выстрел”,1914); с особым успехом их играли Е. А. Полевицкая, М. М. Блюменталь-Тамарина, Н. М. Радин, И. Н. Певцов в Московском драматическом (“Нечистая сила”, 1915; отмеченная Грибоедовской премией как лучшая пьеса года “Касатка”, 1916; “Горький цвет”, 1917).

Выпуклость, осязаемость, телесность равно свойственны прозе и пьесам Толстого. Вместе с тем современные характеры и бытовые краски обретали под легким пером молодого мастера оттенок стилизованности, как если бы он писал их из большого исторического отдаления, восхищаясь, дивясь и посмеиваясь. Отсюда был естествен переход сперва к полудокументальным, полуавантюрным пьесам на материале истории совсем недавней (“Заговор императрицы”, 1924, написанный вместе с историком П. Щеголевым на сюжет убийства Распутина; “Азеф”, 1926, — о судьбе известного террориста и провокатора), а также к разнообразным опытам в области исторической комедии (“Любовь — книга золотая”, 1924, Первая студия; студийцы обращались к Толстому также с просьбой инсценировать “Левшу” Лескова — позднее эту работу выполнил для них Е. Замятин). Сближение автора и людей МХАТ было более естественным на почве исторической трагедии. МХАТ‑2 поставил “На дыбе” (1930; вторая редакция под названием “Петр I” — там же, 1935). В дни войны 1941—1945 гг. Толстой работал над циклом об Иоанне Грозном, которого трактовал как фигуру трагедийную и героическую, подчеркивая тему одиночества (первая часть — “Орел и орлица”, вторая — “Трудные годы”). Исходно существовала договоренность, что эти пьесы автор назначает Художественному театру, но И. Я. Судакову удалось выговорить право на постановку первой части для Малого театра, которым он тогда руководил. Затем репетиции откладывались из-за сложностей “прохождения” трагедии (в соответствующих инстанциях требовали доработок и уточнений). К ним приступили лишь после войны. На генеральной репетиции “Трудных годов” 1 ноября 1945 г. умер Николай Хмелев, по свидетельствам немногочисленных зрителей игравший Грозного гениально. Автора уже не было в живых.

И. Соловьева