ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженная артистка РСФСР

Ксения Ивановна Котлубай

Портретное фойе

(Шпитальская; 10.10.1890 — 29.5.1931, Москва) Актриса, режиссер, театральный педагог. Заслуженная артистка РСФСР.  Ученица Евгения Вахтангова, его ближайшая помощница в организации Третьей студии МХТ. Педагог школы при этой студии. С 1922 г. вошла в состав группы молодых режиссеров Художественного театра одновременно с И. Я. Судаковым, Н. М. Горчаковым, Б. И. Вершиловым, Е. С. Телешевой, Л. В. Баратовым. Но режиссерская деятельность Котлубай не получила здесь должного развития и ограничилась ее участием в постановке спектакля “Дядюшкин сон” по повести Ф. М. Достоевского. Над спектаклем она работала вместе с В. Г. Сахновским под руководством Вл. И. Немировича-Данченко. Владимир Иванович привлек Котлубай и к режиссерской и педагогической работе в Музыкальной студии МХАТ. Вместе с Л. В. Баратовым она режиссировала “Лизистрату” Аристофана (1923) под руководством Немировича-Данченко (спектакль шел на сцене МХАТ во время гастролей основной группы за границей). Участвовала в постановках “Карменсита и солдат” Ж. Бизе, “Алеко” С. В. Рахманинова, “Северный ветер” Л. К. Книппера.
Котлубай была ярой сторонницей и пропагандисткой системы Станиславского. Этим, вероятно, объясняется ее уход из Студии им. Вахтангова и переход в МХАТ. Не входя в обсуждение “тонких и в то же время глубоко существенных артистических разногласий, которые могут быть в самом истолковании заветов Вахтангова” (спор о них стал причиной распри в руководстве осиротевшей студии), Немирович-Данченко в письме Лужскому назвал Котлубай среди тех, в ком видит черты “хорошего, благородного актерского воспитания. Это для меня не подлежит ни малейшему сомнению. И я хочу, чтобы в студию и школу проник именно их художественно-воспитательный дух”. В. Виленкин