ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Фёдор Осипович Шехтель

Портретное фойе

(16 июля [7 августа] 1859, Петербург — 26 июня 1926, Москва)

Академик архитектуры.

Подобно Станиславскому, он не получил профессионального образования (ушел с первого курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Его сближение с МХТ предопределялось как логикой его творчества, так и его естеством человека того же поколения, того же культурного круга, что и основатели театра, и Чехов, и Врубель, и Левитан, и Серов. Их соединяла многолетняя дружба. Наконец, было естественно, что Савва Морозов выбрал для перестройки снятого им для МХТ старого здания архитектора, уже прославившегося выполнением заказов его, Морозова, семьи (особняки 3. Г. Морозовой на Спиридоновке, А. В. Морозова во Введенском переулке, усадьба В. Е. Морозова в Одинцове и др.).

Шехтель сделал проект безвозмездно, взяв на себя также все до мелочей решение интерьеров и присутствуя непосредственно на строительной площадке. Его биограф Е. Кириченко пишет: «Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений. Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели» светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного".

В пору революции Вахтангов выражал весьма пылкую антипатию к этому «буржуазному» настрою, о котором Станиславский писал: «Я люблю этот серьезный, немного мрачный и задумчивый зал с его темной дубовой мебелью и такими же парапетами лож. Тусклое освещение идет к нему, как сумерки к нашей северной природе. Они навевают думы и располагают к мечтанию». Шехтелю принадлежал и оливковый занавес со стилизованным мотивом волны и с серо-коричневой тканью панно, где на фоне волн летит чайка — та самая, которая осталась навсегда эмблемой МХТ.