Заслуженный артист РСФСР

Александр Александрович Гейрот

Имена

(20.2.1882, Петербург — 8.2.1947, Москва)

Актер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1933).

Из дворян. Отец — военный в отставке, занимался литературным трудом. Мать — дочь героя Севастопольской обороны и сестра командира крейсера “Варяг”. Окончил Николаевский кадетский корпус (1903), учился в школе живописи. В 1904 г. после смерти матери уехал в Париж, где продолжил художественное образование; после Парижа жил во Флоренции на доходы от продажи своих картин. Член общества “Независимых” в Париже. Имел выставки в Берлине, Нью-Йорке, Гельсингфорсе. Вернулся в Россию и по приглашению Н. Н. Евреинова поступил в Старинный театр актером (1911—1912). В 1913 г. Станиславский позвал его в МХТ и в Первую студию. 
Гейрот впервые вышел здесь на сцену в премьере “Николая Ставрогина” (Антон Лаврентьевич — рассказчик в “Бесах”, ставший в инсценировке малозначительной ролью). В сезон 1915/16 г. играл Моцарта в Пушкинском спектакле, Фабрицио в “Хозяйке гостиницы” (в порядке срочной замены — графа д’Альбафьорита), в следующем сезоне был введен на роль Барона (“На дне”). Сыграл г. D. в “Горе от ума” (сезон 1917/18). Принял участие в спектакле Музыкальной студии МХАТ “Дочь Анго” (1920) — роль заговорщика Треница. Энергичность и некоторая эксцентричность натуры заставляла Гейрота кроме работ в Первой студии (Бир в “Потопе”, шут Колокольцев в “Расточителе”, а затем в МХАТ‑2 (граф Кисельвроде в “Блохе”, князь Валковский в “Униженных и оскорбленных” и др.) находить себе дополнительное применение: в собственной студии, в Камерном театре, Армянской студии, Шаляпинской студии. Его уход из МХАТ‑2 в 1935 г. был связан с доносом на его недостаточно советские высказывания при учениках (сохранились стенограммы общих собраний с “проработкой” и оргвыводами). Руководители МХАТ рискнули после этого взять Гейрота к себе, зачислив его в труппу с 5 сентября 1935 г. и введя в спектакли “Воскресение” (председатель суда), “Таланты и поклонники” (князь Дулебов). Он сыграл затем дипломата в “Анне Карениной”, Клеанта в “Тартюфе”, Репетилова в “Горе от ума” и др. Ироническое мастерство, блеск актерского остроумия, обнаженность приема делали неповторимыми его характерные роли и “эпизоды”. Оставался в МХАТ до конца жизни.

Инна Соловьёва