Мария Алексеевна Успенская

Имена

(16.7.1887 — 1949, Голливуд)

Актриса, педагог.

В труппе МХТ и в Первой студии с 1911 по 1924 г.; на сцене МХТ кроме вводов в “Синюю птицу” (Насморк) и “На всякого мудреца довольно простоты” (приживалка Турусиной) играла мальчика Журу в “Екатерине Ивановне” (1912), сиделку Васильеву в “Мысли” (1914); роли в студии — девочка-нянька Тилли, “Сверчок на печи” (1914); эльф Хохлик, “Балладина” (1920). В сезон 1916/17 г. играла Анну в “На дне”, в сезон 1921/22 г. — Глумову (“На всякого мудреца…”). Во время зарубежных гастролей 1922—1924 гг. ей были поручены Шарлотта в “Вишневом саде”, нянька Марина в “Дяде Ване”, Авдотья Назаровна в “Иванове”, Леночка в “Смерти Пазухина”.

Успенская осталась в США после американских гастролей МХАТ. Ее первой ролью на английском языке была дрессировщица свиней в водевиле Старка Янга “Святой” (1924).

В 1928 г. вместе с Р. Болеславским Успенская основала Американский Лабораторный театр. Она была беспощадным педагогом, способным довести студентов до слез своими замечаниями, и в то же время, войдя в класс, сказать что-то вроде “Сделайте мне дружескую атмосферу” (ее английский оставлял желать лучшего). Маленькая, некрасивая, с моноклем на шнурке вокруг шеи, она, как рассказывают, поддерживала себя во время занятий, прихлебывая джин из фляжки. В 1932 г. Успенская открыла в Нью-Йорке свою театральную школу.

Успенская была приглашена в Голливуд сыграть баронессу в киноверсии “Голубки” (1936) и была выдвинута на премию “Оскар” как лучшая исполнительница второго плана. Многие годы она отказывалась от долгосрочных контрактов, чтобы не прерывать педагогической деятельности, но потом окончательно переехала в Лос-Анджелес и имела стабильную работу в кино. Среди ее экранных ролей — сумасшедшая графиня, тетка Марии Валевской, в “Покорении” (1937), за которую она повторно была выдвинута на “Оскара”, а также “Роман” (1939). Ее сильный русский акцент и странный вид позволяли ей играть в основном роли иностранок — мудрую Махарани в “Пришли дожди” (1939), Мать в “Смертельной буре” (1940), бабушку в “Королевском ряду” (1942). Ее последней работой в кино был “Поцелуй во тьме” (1949).

Успенская продолжала преподавать, занимаясь с актерами прямо на съемочных площадках крупнейших киностудий. Среди ее студентов были Джон Гарфильд, Энн Бакстер и Франшот Тоун. Заядлая курильщица, она курила даже в постели и умерла от ожогов, полученных во время пожара от непотушенной сигареты.

Лоренс Сенелик