ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Николай Антонович Знаменский

Портретное фойе

(11.11.1884, Вятка — 23.11.1921, Москва)

Актер. Родился в семье священника. В 16 лет уехал в Москву, мечтая стать артистом. Зарабатывая на хлеб, пел в храме Христа Спасителя. У него был красивый низкий голос. После успешного окончания Московского театрального училища по классу А. П. Ленского в 1907 г. Знаменский был принят в Художественный театр и сразу вошел в репертуар. На премьере “Бориса Годунова” он сыграл три роли — дьяка Щелкалова, Вишневецкого и пленника Рожнова; в следующем сезоне играл Басманова. Был введен на ответственную роль нищего Тю-“Справедливости” в “Драму жизни” (сезон 1907/08). На премьерах “Синей птицы” и “Анатэмы” он был Время и Некто, хранящий заветы, в “Гамлете” — Дух отца Гамлета. В 1914 г. сыграл в спектакле Первой студии “Калики перехожие” по исторической фантазии В. М. Волькенштейна. В журнале “Рампа и жизнь” о нем писали: “Нельзя не изумляться глубине, нежности и красоте образа, созданного г.Знаменским (Алексей) — вот артист с громадной, светлой будущностью!”
Вернувшись в МХТ после окончания Первой мировой войны (Знаменский был на Кавказском фронте, сохранились его письма Станиславскому), он вступил в новые для него роли — в сезон 1918/19 играл Скалозуба в “Горе от ума”, в 1919/20 — Ваську Пепла в “На дне”, Астрова в “Дяде Ване”, Адама в премьере “Каина” Байрона.
Жизнь Знаменского оборвал несчастный случай: заменив исполнителя роли Войницкого на выездном спектакле “Дяди Вани” в Введенском народном доме, он на сцене в темноте упал в открытый люк и умер в больнице в день своего рождения: этому высокому, красивому, талантливому артисту исполнилось 37 лет. “Умер мой сын” — так сохранилась в памяти близких реакция К. С. Станиславского. Он написал трогательное письмо с объяснением случившегося осиротевшей матери Знаменского.

В. Давыдов