ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Никита Фёдорович Балиев

Портретное фойе

(1877, Москва [по другим данным — 1886, Нахичевань] — 3.9.1936, похоронен в Нью-Йорке)

Настоящее имя — Мкртыч Балян.

Театральный деятель, актер и режиссер.

Окончил Московскую коммерческую академию. В 1906 г. как пайщик и как актер вступил в МХТ, которому оказал серьезную материальную услугу во время первых зарубежных гастролей театра. В премьерах ближайших сезонов он стал исполнителем небольших ролей: кистер (“Бранд”), Розен (“Борис Годунов”), гость Человека (“Жизнь Человека”), Бык (“Синяя птица”), шарманщик (“Анатэма”), Лейбович (“Miserere”), кузен Теодор (“У жизни в лапах”); ему были поручены также Прохожий в “Вишневом саде” и Хлеб в “Синей птице”. Балиев, толстяк с лунообразным лицом, со своеобразным говором, довольно быстро понял, что его фактура и тип дарования становятся препятствием к большинству ролей, и с 1912 г. ушел из труппы, сохранив, впрочем, наилучшие отношения с ее членами и оставшись пайщиком, а затем вкладчиком Товарищества МХТ. Вместе с Н. Л. Тарасовым он был создателем первого в России кабаре, выросшего из традиционных в МХТ капустников (открытие в подвале дома Перцова — 29 февраля 1908 г.). “Летучая мышь” какое-то время оставалась замкнутым артистическим кружком; первое платное представление дали в 1910 г. Темпераментно общительный, Балиев вел конферанс с долей артистичного нахальства в быстрых обращениях к публике. “Летучая мышь” с ее пародиями, миниатюрами, остротами и дивертисментами, с ее духом интимности и шуток “для посвященных” стала образцом для аналогичных театриков. В программах, поставленных Балиевым, участвовали многие молодые артисты и ученики школы МХТ (Т. Дейкарханова, Е. Маршева и другие).

Эмигрировав в 1920 г., Б. возродил “Летучую мышь” со своими прежними художниками С. Судейкиным и Н. Ремизовым в Париже; гастролировали в Испании, а в феврале 1922 г. Морис Гест привез “Летучую мышь” в Нью-Йорк (Балиев тогда же уговорил его организовать длительные зарубежные гастроли Художественного театра). “Летучая мышь” играла в Нью-Йорке 45 недель, потом отправилась на западное побережье США. Ломаный английский и гениальное добродушие русского конферансье имели большой спрос. Завоевав популярность, Балиев удостоился приема в Белом доме у президента Кулиджа, был званым гостем Чаплина, Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. “Летучая мышь” продолжала поездки по Штатам до 1931 г., а потом перебралась обратно в Европу и вскоре прекратила существование. 

Заработав в США состояние, Балиев потерял его в биржевом кризисе 1929 г. С 1934 г. выступал в ночном клубе (в последний раз — в сентябре 1936). Умер от болезни почек. Оставшихся после него пятисот долларов не хватило на погребение. По желанию дочери знаменитого американского актера Дэвида Беласко Рене Беласко-Гест (жены продюсера) Балиев был похоронен в семейном мавзолее Беласко в Нью-Йорке, — “потому что он так часто смешил отца”.

Инна Соловьёва, Лоренс Сенелик