ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народная артистка СССР, Лауреат Сталинской премии

Софья Станиславовна Пилявская

Портретное фойе

(4.5.1911, Красноярск — 21.1.2000, Москва)

Актриса, педагог.
Народная артистка СССР (1991).

Окончила драматический класс З. С. Соколовой и с начала сезона 1931/32 г. вступила в МХАТ. 

Ролям, в которых выдвинулось ее дарование (Маша Маккавеева, «Половчанские сады», 1939; Маша Забелина, «Кремлевские куранты», 1942), был присущ шарм спокойной и уверенной в себе женственности, чувство достоинства в любом положении. Пилявская была также первой исполнительницей ролей медсестры Оли («Платон Кречет»), Александрины Гончаровой («Последние дни»), Тамары («Офицер флота»), Меньшиковой («Алмазы»), Карамзиной («Лермонтов»), Кэрри Эллис («Осенний сад»), Натальи Дмитриевны («Все остается людям»), Кристины («Чрезвычайный посол»), Ильзы Браун («Потусторонние встречи»), бабки («Валентин и Валентина»), Глумовой («На всякого мудреца довольно простоты»), Ксении Замятиной («Репетитор»), Анны Павловны («Живой труп»), Неты («Московский хор»), Богаевской («Варвары»), баронессы («Красивая жизнь»), Софьи Дмитриевны («Суперфляй»), Хлёстовой («Горе от ума», 1992), Сумасшедшей барыни («Гроза»), Анфисы («Три сестры», 1997). Была введена на роли Марии Меншиковой («Елизавета Петровна», 1934), Наташи («Чудесный сплав», 1935), Мариэтт («Воскресение», 1936), Ночи («Синяя птица», 1937), Мэри («Пиквикский клуб», 1937), Софьи («Горе от ума», 1940), миссис Чивли («Идеальный муж», 1951), Насти («На дне», 1953), леди Снируэлл («Школа злословия», 1953), Юлии Филипповны («Дачники», 1954). В числе ее ролей последних лет также Войницкая («Дядя Ваня»), соседка в «Колее» и др.

Сценическому успеху содействовала редкостная красота, которую актриса сохранила до преклонных лет, а также то, что можно назвать «породой», прирожденной элегантностью повадки.

С 1954 г. преподавала в Школе-студии.  Автор мемуаров «По долгу памяти» (1993), охватывающих период с 1911 по 1970-е гг.

Фильмография