ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Валентин Григорьевич Распутин

Портретное фойе

(15 марта 1937 г., село Усть-Уда Иркутской области — 14 марта 2015 г., Москва)

Прозаик, драматург.

Родился в крестьянской семье. В детстве мечтал быть учителем и после школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Первый его рассказ «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 г. А в 1967-м увидела свет первая книга рассказов «Человек с этого света». В том же году выходит повесть «Деньги для Марии», принесшая Распутину литературную славу. Затем последовали повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976) и «Пожар» (1985), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Ленереке»; в 1996 — рассказы «Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). Лауреат Государственной премии СССР (1977 и 1987 г.). Живет и работает в Иркутске.

Александр Исаевич Солженицын: «В 70-е годы в советской литературе произошёл не сразу замеченный, беззвучный переворот без мятежа… Ничего не свергая и не взрывая декларативно, большая группа писателей стала писать в простоте, без какого-либо угождения советскому режиму, как позабыв о нём. В большой доле материал этих писателей был — деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни, от этого (а отчасти и от снисходительного самодовольства культурного круга, и не без зависти к удавшейся вдруг чистоте нового движения) эту группу стали звать деревенщиками. А правильно было бы назвать их нравственниками — ибо суть их литературного переворота была возрождение традиционной нравственности, а сокрушённая вымирающая деревня была лишь естественной, наглядной предметностью.
Едва ли не половину этой писательской группы мы теперь уже схоронили безвременно: Василия Шукшина, Бориса Можаева, Фёдора Абрамова… Но часть их ещё жива и ждёт нашей благодарной признательности. Первый средь них — Валентин Распутин…
Природа у него — не цепь картин, не материал для метафор, — писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть её. Он - не описывает природу, а говорит её голосом, передаёт её нутряно, тому множество примеров, здесь их не привести. Драгоценное качество, особенно для нас, всё более теряющих живительную связь с природой».
Валентин Распутин и Московский Художественный театр

Художественный театр был привлечен к его творчеству и сильной точностью жизненных картин, и глубиной и органичностью тревоги, звучавшей в его прозе, темой разрушения, опасность которого нависает над домом, над народной нравственной традицией. За “Последним сроком”, показанным в 1977 г., В. Н. Богомолов ставит еще два спектакля — две премьеры сезона 1978/79 г.: “Живи и помни” с Н. В. Пеньковым и Н. С. Егоровой в главных ролях и “Деньги для Марии” с Т. А. Забродиной, Т. И. Ленниковой, К. И. Ростовцевой и С. В. Колесниковым. Скромные по лепке, чурающиеся новаций сценического языка то ли из принципа, то ли в согласии с возможностями режиссера, эти работы вызывали уважение внутренней серьезностью и правдивостью актерских красок.
После разделения театра в МХАТ им. Горького была осуществлена инсценировка романа Распутина “Прощание с Матёрой” с А. П. Георгиевской в роли Дарьи. В 2006-м В. С. Петров поставил в МХТ им. А. П. Чехова «Живи и помни» с Д. Ю. Мороз и Д. С. Куличковым в главных ролях.

И. Соловьева