ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Наталья Алексеевна Венкстерн

Портретное фойе

(1891 [1893?] — 6.9.1957, Москва)

Литератор. В юности готовила себя к артистической карьере: вместе со своей двоюродной сестрой С. В. Гиацинтовой занималась у актрисы МХТ Е. П. Муратовой. Попытка поступления в МХТ (1910) закончилась неудачей; она избрала литературную профессию (основной жанр — инсценировки). Ее пьеса “В 1825 году” была поставлена МХАТ‑2 (реж. Б. М. Сушкевич) к 100‑летию восстания декабристов. Положительно отозвавшись об актерах, критика предъявила автору упреки в политической наивности и сентиментальности, преследовавшие ее и в дальнейшем.

На основе инсценировок Венкстерн созданы спектакли МХАТ “Пиквикский клуб” (1934, возобновлен в 1955) и “Домби и сын” (1949). Обе работы по Диккенсу осуществил как режиссер В. Я. Станицын. “Домби и сын”, поставленный отнюдь не в “диккенсовскую” эпоху (постановки того же сезона — “Зеленая улица” А. Сурова и “Заговор обреченных” Н. Вирты), пользовался неизменной любовью публики и прошел 317 раз; здесь предстали обещающими талантами первенцы Школы-студии, тонко почувствовавшие жанровые признаки и сердечные струны романа (Флоренс — В. В. Калинина, Сьюзен — К. И. Ростовцева, Эдит — М. В. Юрьева, Уолтер Гей — А. В. Вербицкий, миссис Чик —— Е. Н. Ханаева); в их ансамбль легко входил Тутс — В. Н. Муравьев. Из “старших” успеху содействовали А. И. Чебан (мистер Домби), А. П. Кторов (Кэркер).

По поводу инсценировок Венкстерн знаток английской культуры М. М. Морозов замечал, что “дух романов Диккенса был очень верно передан”. Ставя “Пиквикский клуб” многие годы спустя (БДТ, 1978), Г. А. Товстоногов остановился на тексте Венкстерн, несмотря на его давность. В ее инсценировках спектакли по Диккенсу шли и в Англии. 

В расчете на ту же молодежь МХАТ и того же В. Я. Станицына (которому на этот раз помогал С. К. Блинников) была сделана пьеса “Вторая любовь” — инсценировка романа Елизара Мальцева из колхозной жизни “От всего сердца” (ту же инсценировку поставила в Театре им. Ленинского комсомола Гиацинтова, сотрудничавшая с Венкстерн неоднократно). В МХАТ играли Е. А. Хромова, В. С. Давыдов, А. В. Вербицкий, В. К. Трошин, из “старших“— А. П. Георгиевская.

М. Хализева