Имена

ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ

Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
Когда я смотрела «Бумбараша», у «табаковцев», то вспомнила: театр — это радость. Вспомнила, потому что давно? Да, впрочем, Бог с ним, с тем почему. Было радостно, вот и вспомнила. И вспомнила еще, как недавно мы с моим приятелем — режиссером, солидно повествовали и замечательно обосновывали друг другу в полном единодушии, что сейчас для всех этих студийно-массово-площадных «штучек» в театре как бы и не время. Сейчас или буффонада, или экзистенция, потому что, выплеснувшись в конце 80-х, все опять пошло вглубь — опять поиск своей точки в этой, пусть и сумасшедшей (что делать? времена-то, как известно, не выбирают) жизни.

Но: первый 15 минут спектакля — и все концепции к черту. Потому что сидишь — и тебе хорошо: и не скучно, и не стыдно, и в то же время никаких головоломок, никаких ребусов — смыслы легко рождаются из самой эстетики, из самого стиля спектакля. А спектакль «Страсти по Бумбарашу» очень стильный: этакий пост-модернистский лубок (по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара (режиссер Владимир Машков, художник Александр Боровский).

Все злоключения старого знакомого Бумбараша и в войну, и в революцию, и на фронте, и дома, и с бандитами, и с друзьями, и с белыми, и с красными здесь как бы не взаправду, это игра. Веселая — с замечательными танцами (хореограф Алла Сигалова), до боли знакомыми и любимыми песнями (композитор Владимир Дашкевич), шутками, — в которую самозабвенно играет со своими друзьями по студии Евгений Миронов. Актер просто купается в этой игровой стихии, плавает в ней, ныряет, выныривает, на боку, на спине? Этот, в общем, на первый взгляд, совсем обыкновенный лохматый мальчишка своим обаянием буквально обволакивает зал. Конечно, Бумбараша Золотухина забыть невозможно, но в спектакле — абсолютно не похожем на фильм — он и не забывается. Тот образ как бы точка отсчета для молодого актера. Но и только: его Бумбараш как бы и узнаваем, и по-своему неповторим.

Говорят часто, что «табаковцы» вообще, и Миронов в частности, представляют собой такой? «современный тип, точно отражающий?» и т.п. Не знаю, может быть, но в Бумбараше — а это мое первое свидание — он вообще не привязан ко времени, ни к какому, здесь вечное русское — чистота и лукавство, искренность и ирония — от Иванушки-дурачка, царевича, скомороха до? до современного москвича — актера театра-студии п/р О. Табакова. Время, конечно, в спектакле есть, но оно выражено не в «типах» и не в текстах, оно в самом стиле, в том, как стилизовано время исторической смены эпох.

Время. История. Человек и история. Тема эта составляет и сюжетную основу спектакля, где красные, белые, бандиты, т.е. все социальные силы в переломный исторический момент «бьются» за Бумбараша, предлагая ему кто деньги, кто власть, кто Идею. А тому — что, ему бы только дом, пусть неказистый, зато свой, «неказенный», да Варьку (арт. Анастасия Заворотнюк) рядом. Вот они — высшие ценности жизни: Дом да Варька. История, как известно, Дама капризная — такого отношения к себе не прощает. Гибнут все: Варька, наивный и добрый Левка, воровато-изысканный Яша, сам Бумбараш. Но трагедии нет — потому что игра. Игра в «белых» и «красных», только кто «наши» — не понять. А впрочем, как раз все абсолютно понятно — «наших» нет, как нет и «ненаших». Одинаково хороши и «беляки» в своей отточенной пластике «бомондных» манер, к «красные», особое революционное рвение которых пробуждает Василий Иванович изящным танцем с серпом и молотом на попке, и бандиты, исходящие сексуально-разбойной истомой от прелестей блестящей бандерши Соньки (арт. Ольга Блок-Миримская). Да, театр играет в Историю, играет весело и задорно, как играли в нее мальчишки нашего детства, но - постепенно — проступает очень серьезное: История оборачивается Игрой. История, Политика, все надличностное — игра, не более, игровой фон — смешной, глуповатый, временами нелепый — подлинной человеческой жизни. И относиться к нему надо так, как ведут свою игру создатели спектакля — легко. Вот слово, чувство, состояние, которого нам так не хватает сегодня и которое нам дарят на всех «этажах» нашего мировосприятия — образном, эмоциональном, интеллектуальном — ребята из студии Табакова.

Понимаю, далеко не все согласятся с такой трактовкой спектакля и, главное, с самим содержанием этого мировоззренческого посыла. Что ж, и слава Богу! Ведь и театр, представляя его. Ни в коей мере не настаивает. Это проходит как бы легким пунктиром, как одна из возможных точек виденья себя, Истории, себя в Истории, которую тем не менее надо обязательно иметь и хранить в наше такое серьезное, тяжелое, безрадостное время.
Пресса
Ученики Табакова открыли «Атом Солнца», Валерия Новокрещенова, Театрал, 15.12.2020
В Москве теперь есть «Атом Солнца Олега Табакова», видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2020
Атом Солнца Олега Табакова весит 4 тонны, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 14.12.2020
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
У московского метро появился свой Олег Табаков, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 13.09.2019
В столичном метро появился поезд Олега Табакова, Иван Пышечкин, Российская газета, 13.09.2019
В МХТ им. Чехова открыли памятник Олегу Табакову, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2018
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
Революций не будет: Женовач встретился с труппой МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 23.04.2018
Машков подарил Женовачу бесконечность в МХТ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2018
Олег Табаков предпочел дифирамбам семейный вечер, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 15.11.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Никто никого не любит, никто никого не жалеет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.07.2014
Олег Табаков: «Самой жаркой любви наступает конец», Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.06.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Табаков, вручая премию, вспомнил про один процент на культуру, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.03.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Войти два раза в номер 13, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.01.2014
Яснослышащий, Андрей Ванденко, Итоги, 27.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
Успех в особо крупных размерах, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
Владимир Машков принимает поздравления с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 27.11.2013
Сезон в пространстве истории, Ольга Егошина, Новые известия, 5.09.2013
Табаков не приходит один, Марина Токарева, Новая газета, 4.09.2013
Олег Табаков сыграл хозяина театра, Виктор Борзенко, Театрал, 4.09.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ: «Не люблю репетировать, люблю играть», Светлана Полякова, Культура, 28.06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
ЗИМА? ОРЛЫ ПРИЛЕТЕЛИ?, Наталья Боброва, Вечерняя Москва, 24.12.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Я не играл Березовского, Ольга Феденкова, Ваш досуг, 17.09.2002
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, 4.08.1994
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993