ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

«Титаник» класса «Волга-Волга»

Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Миры стоят — и до времени держатся: на китах, на слонах, на штыках, на нефтяных трубах, на праматери-Черепахе. Это уж как у кого получится.

Мощный, без барских лепных излишеств, дом именитых волжских купцов Железновых-Храповых тоже стоит на трубах. На черных пароходных трубах-колоннах, счету им нет… И еще — на праматери-черепахе Вассе Борисовне.

И еще — на ее упорной, слепой, черепашьей вере: мой мир стоит! Пока мне беспрестанно звонят контора и пристань, пока хрустят в кошельке радужные «катеньки» для санинспекции, пока цепкая бабья логистика образца 1910 года перебрасывает железо, лен и зерно из Костромы в Персию, пока я хозяйка в дому, — мой мир держится. На моих плечах: больше не на чем. И ничего другого не надо.

Жизни Вассе осталось четверть часа. Мир ее рухнет через семь лет.

Васса — самый героический характер в необъятном Волжском бассейне.

Вторую редакцию пьесы (точнее, спектакль по ее мотивам) в МХТ поставил петербуржец Лев Эренбург. Театралам хорошо известен его «Небольшой драматический театр» и «Гроза» Эренбурга в Магнитогорском драматическом (спектакль отмечен «Золотой маской»-2008). Эренбург был врачом: опыт режиссера виден в пластике его актеров всегда (притом опыт «скоропомощной», когда человек — на грани, виттова пляска тревоги крутит семью, счет идет на минуты). С устрашающей точностью его театр «мизансценирует» ломки, «белочку», нервные срывы, кризы, кровотечения… Чернухи в этом нет: просто, видимо, доктор Эренбург стоит в кулисах у режиссера Эренбурга. И рассказывает: как все это протекает в жизни.

В «Вассе Железновой» гибнущий купеческий дом, «артистические порывы» и злая квинта истерики брата Прохора (Эдуард Чекмазов), холодная приметливость одной дочери и ласковая придурковатость второй, цепкое раболепие доверенных приживалов и безбрежный, как Волга, релятивизм (чтобы без мата обойтись) лихого человека Пятеркина, смерть полнокровного, как орловский рысак, беспутного капитана Железнова в твердых руках Вассы — подхвачены, как метелью, карусельной, сладкой и тревожной музычкой студии SounDrama Владимира Панкова. Чуть не половина действа протекает в бане: в клубах пара, в звоне шкаликов, в простынях, на краю проруби, в лепете предательств.

В вечном угаре, не знающем меры, закона, удержу…

Тут ведь так живут все. Кроме Вассы и ее снохи Рашели, революционерки.
Вассу Борисовну в МХТ играет Марина Голуб. Рашель — Ксения Лаврова-Глинка.
Обе выходят в новое для себя качество игры. Я давно не видела дуэта такой силы.
Их борьба за пятилетнего Колю, наследника «пароходных капиталов», единственного внука Вассы и единственного сына Рашели, — нерв спектакля. Сюжету ровно сто лет, от этого он очень помолодел. Зрителю-2010 нечем обольщаться: он знает — тщетны труды и грехи Вассы, «эксы» и прокламации Рашель. Обе породы уйдут одним этапом в вечную мерзлоту. Нет (или почти нет) путей спасения на Руси Коле Железнову 1905 года рождения. И не на Вассиных ли баржах будут топить на фарватере волжское купечество в близком уже к сюжету 1918 году?
Вторая редакция, кстати, написана в 1935-м, когда на крутой маршрут шла Рашель.

…Но Васса твердо стоит у рампы (половина лица уже омертвела от паралича):

 — Мне, Вассе Храповой, дела нет до класса этого. Издыхает, говоришь? Меня это не касается, я - здорова. Мое дело — в моих руках. И внуку…

И зритель цепенеет в восторге. Он готов к следующей, лучшей сцене: бездыханная Васса грузно лежит в своем рабочем кожаном кресле. Ее лживый, легкомысленный, слабовольный семейный мир в слезах толпится вокруг. Стройная, в рюмочку затянутая Рашель, спиной к ним ко всем — роется в конторке свекрови, четкими жестами разбирает бумаги, ищет Колину метрику.
И тут черные стальные колонны дома становятся пароходными трубами. Медленно, в дымах и гудках, уплывают за кулисы. Сценограф Валерий Полуновский сделал это «шествие флота за гробом» замечательно.

При чем тут XX век? У нас тут (да и везде) в репертуаре — всегда какая-нибудь гибель эскадры. Всегда мир на ком-то держится, с чьей-то гибелью лишится подпор. Всегда в нем есть кто-то, кого стоит провожать гудками пароходов.

…С «Вассой Железновой» вдруг кристаллизовалась сквозная тема в афишах МХТ. Стала видна в огромном и разноликом репертуаре «фабрики Станиславского» — в череде с Пиквикским комеди-клаб, умильным, как финифтевая брошка, «Дворянским гнездом» или кондитерским «Тартюфом».
Эти спектакли ставят очень разные режиссеры. И уж явно — без сговора. Но «Старосветские помещики» Карбаускиса, «Мещане» и «Господа Головлевы» Серебренникова, «Воскресенье» Бутусова, «Живи и помни» Петрова — точно одержимы одной мыслью. О дымной, зыбкой, ненадежной и расхлябанной, очень любящей в себе эти черты почве, на которой почти немыслимо стоять прямо. И о человеке, который все же пытается. Он тащит всех на себе, он жесток в «домостроительстве», почти безумен в упорстве, загибается под грузом ближних своих, не чает помощи, да и не дождется. Он всегда погибает, его домостроение идет прахом.

Но он здесь и есть подлинный герой. Луч света в зыби, хляби, метели.

…Следующая премьера МХТ будет тоже об опоре семьи. О почве, времени и кодексе чести, которые уходят из-под ног. А человек стоит. 
«Обрыв» Гончарова ставит Адольф Шапиро. Татьяну Марковну, «бабушку-Россию», сыграет Ольга Яковлева.
Пресса
Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017
«Для меня зажим — это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001