ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Марина Голуб: «Надо уметь любить»

Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб — одна из ведущих актрис МХТ им. Чехова. Ее таланту подвластны самые разнообразные роли и характеры, а неуемная энергия не позволяет замыкаться в рамках театра — Марина снимается в кино, ведет телевизионные шоу и осваивает педагогическую деятельность. 6 декабря Марина стала лауреатом премии «Звезда Театрала» за роль Вассы Железновой в одноименном спектакле.

 — Роль Вассы Железновой — большой подарок в моей жизни. Я смогла в ней воплотить то, о чем мечтала. Это роль моей судьбы. И она очень современная. Я играю сегодняшнюю женщину, со всеми обстоятельствами. Хочу признаться, что режиссер спектакля Лев Эренбург поначалу не собирался со мной работать. В данном случае я проявила некую волю, жесткость и терпение. И сделала так, что стала с ним работать. И режиссер меня не просто слышал, он меня почувствовал. В нашей работе не все шло гладко, были и жесткие моменты. Очень жесткие. Я помню, у меня не хватало перехода от одной сцены к другой. Роль же сокращена, нет многих моментов, связанных с революцией, с демагогическими высказываниями, которые сейчас не нужны. И мне показалось, что я нашла этот мостик-переход. Но режиссер был категорически против. Как же мы бились, доказывая каждый свою правоту. Мы кричали друг на друга и в буфете театра, и в коридоре. Я кричала просто визгом: «Нет, я скажу эти слова здесь». В какой-то момент он сдался и разрешил мне воплотить эту задумку. А потом сказал, что я была права, и получилось хорошо. Это приятно. В конечном счете мы смогли преодолеть все наши разногласия. Лев Эренбург удивительно терпеливый по отношению к артистам. И невероятный умница. Знаете, если режиссер готов с тобой работать и он в тебя верит, все получится. Надо уметь слышать, уважать друг друга, любить, в конце концов. Я понимаю, что бывают ситуации, когда режиссер самоутверждается на актерах. Начинает унижать их и при этом ничего не дает взамен. И ты понимаешь, что тебе не просто скучно, а смертельно скучно работать с этим человеком. Вот в такую историю я не иду. Я заранее знаю, с кем работаю, могу себе позволить право выбора. А бывает, ты не видишь, не чувствуешь материал и вдруг раз — и получилось что-то невероятное. Когда Кирилл Семенович Серебренников делал «Пластилин», никто не мог понять — что это? И только я сразу догадалась, что это будет шедевр.

- Говорят, Кирилл Серебренников довольно жесткий режиссер. Как вам с ним работается?

 — Вы знаете, у него есть воля и очень точное знание того, чего он хочет. Тем не менее он идет от артистов. Предлагает какие-то вещи, правильную форму, правильность интонации, которая ему нужна. У него есть свое видение темы, материала, и так и должно, наверное, быть. Но он дает невероятную свободу и очень любит, когда актеры импровизируют. Кирилл всегда говорит: «Один актер — один спектакль, другой актер на эту же роль — другой спектакль». Это очень важно. Он выстраивает роль с учетом индивидуальности. Поэтому у него очень точный кастинг. Я иногда переживаю, что он меня не взял в ту или иную работу, но потом в конечном результате понимаю, что Кирилл правильно сделал и именно эта актриса нужна в спектакле. Он удивительно выпускает. Становится невероятно жестким, к нему невозможно подойти с какими-то делами, отвлекающими от спектакля. Он превращается в такую ракету атомную. Невероятная энергия. Работает с раннего утра до ночи. Мне кажется, он даже не ест, а только пьет воду. Он худеет, глаз горит. Но при этом работает невероятно. Я обожаю его на выпуске.

- Насколько мне известно, Серебренников предложил вам заняться педагогической деятельностью.

 — Мне предложили поставить со студентами Школы-студии МХАТ «Сон в летнюю ночь». Вообще, так получилось, что Кирилл сыграл в моей творческой жизни очень важную роль. Он очень много для меня сделал, и даже мой приход во МХТ произошел с его легкой подачи, был им поддержан. Я понимала, что в какой-то момент буду все равно работать в этом театре, но Кирилл сумел все организовать так, что это случилось раньше.

- Несмотря на разнообразие образов, созданных вами в театре и в кино, наверняка есть та роль, что еще не сыграна.

 — Мне бы очень хотелось сыграть Зойку в «Зойкиной квартире». И хотя она помоложе меня, я бы нашла образ, как-то перевоплотилась. Еще я бы хотела сыграть мамашу Кураж. Может быть, леди Макбет. Ну, наверное, какие-то серии ролей из Островского, не буду сейчас называть, но там есть мои героини. Хотела бы сыграть какую-нибудь современную западную пьесу. Может быть, героиню пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф», прекрасная роль. Мне бы хотелось сыграть какую-то камерную историю, трагическую и тихую. Я хочу научиться играть Чехова. Например, с удовольствием сыграла бы Аркадину в «Чайке». Это моя роль, она мне близка.

- Любите жить на острие страстей?

 — Ну так это же интересно. Я люблю сильные эмоции. Знаете, я счастливая женщина — в моей жизни было любви очень много. Я трижды была замужем и со всеми бывшими мужьями сохранила хорошие отношения. От первого мужа, с которым я прожила совсем мало, у меня дочь. И хочу я или не хочу, это важный факт. С мужем я рассталась очень быстро, а девочка-то прекрасная моя со мной. Со вторым мужем я прожила довольно-таки долго, и он является моим другом до сих пор. Вадик очень хороший человек, и я его люблю. Вместе с ним мы пишем сценарии, а еще он хороший фотограф. С третьим мужем — Толей — мы работаем в одном театре. Он очень хороший актер, интересный. С ним была довольно-таки сложная история, теперь у него большая семья, и дай бог ему счастья! Пускай у него все в жизни будет хорошо. У меня тоже все хорошо! Я считаю, что важно не просто плыть по жизни, а самому делать ее. Организовывать. Уметь сделать выводы из своих ошибок: поменять что-то в себе, в ситуации, в окружении. И идти дальше. Ведь можно сниматься, играть где ни попадя, а можно от чего-то отказаться, подождать что-то другое. И в это время вырасти, как-то подняться и стать несколько другим человеком. Тогда начинают приходить и другие роли, и другие люди. На самом деле мы куем свое счастье. Прожив достаточно лет, теперь я могу сказать, что это абсолютно так. Мне многие говорят, что от меня в этой жизни уже ничего не зависит, у меня все предначертано. Но все равно, несмотря на то, что, наверно, есть где-то там наверху некий план по поводу меня, я стараюсь идти сама на ощупь, пробовать, не бояться этого. Конечно, не обходится и без ошибок. Мои основные ошибки из-за чувств, из-за любви, как это у женщин бывает. Потому что я человек страстный, влюбляющийся, доверчивый, открытый и бескорыстный. И кто-то начинает этим пользоваться. Ну, это нормально — ты даешь собою пользоваться, и тобой будут пользоваться. Это тоже один из моих выводов. Я пожизненно сталкиваюсь с предательством. И получала очень болезненные удары. Но вот удивительная вещь, не держу никогда зла и готова сказать своим врагам: «Ты меня прости, что я тебя так раздражаю». Видно, так меня создал Господь и мои родители. Я вам хочу сказать, что если начинаешь как-то правильно жить, то тебе дают возможность подсказывать, что ты идешь правильным путем. Вообще, надо все замечать, что касается тебя. Надо быть внимательным к своей жизни. И по отношению к другим жизням, потому что это все очень взаимосвязано. Ты сделаешь ошибку, а эта ошибка потом на ком-то скажется. Даже когда в твоей жизни начинается что-то плохое, поворачиваешь это в положительную сторону и говоришь: «Значит, это дано для того, чтобы ты замедлила свой бег». Надо жить в радость. Не надо ни на что сетовать. Можно из жизни сделать катастрофу и ужас. А можно сделать счастье и радость. И принести ее другим людям.
Пресса
Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017
Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 8.12.2017
Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017
«Для меня зажим — это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001