ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Пластилиновые люди

Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Три писсуара и один гроб.
Известно еще с детского сада, что пластилин — это поделочный материал. Чего хочешь можно слепить — ежика в тумане, статую Свободы в миниатюре или овечку Долли. А можно слепить… судьбу. Правда, ни сам пластилин, ни тот, кто держит его в руках, об этом не догадываются. И тем не менее.
Спектакль с липким названием «Пластилин», появившийся в начале сезона в маленьком театрике в Таганском тупике (Центр драматургии и режиссуры Казанцева), вылепил судьбу целого поколения артистов. Сегодня «Пластилин» это :
 — ЖЕСТКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ;
 — МОЩНАЯ ПРОВОКАЦИЯ;
 — ТРАМПЛИН ДЛЯ МОЛОДЫХ;
 — БОМБА ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОСКВЫ. 
Действующие лица: подросток Максим, воспитывающая его бабка. Озабоченная училка. Похотливая невеста с малосильным женихом. Бандиты-педофилы. Бомж, бомжиха.
О чем речь: подростка выгоняют из школы, судьба его сводит с нелучшей стороной жизни и ее представителями (смотри выше).
Философский взгляд: трагичность взаимоотношения неокрепшей души с миром, который изо всех сил пытается слепить эту душу по собственному уродливому подобию. Насилие над невинностью.
Основная лексика: ага, угу, пидор, сиська.
Основная декорация: три писсуара, один гроб.
Бомжиха — это Офелия на пенсии
Что? Жутко? Этот драматургический продукт произведен в социально неблагоприятном регионе — на Урале. Его автор — подающий надежды талантливый ученик уральского талантища Николая Коляды — Василий Сигарев. Не чернуха, потому что правда. Потому что за пугающим ужасом — настоящие боль и страдания. 
А каково это ставить и играть? Если вообще браться за подобное. Режиссер из категории отчаянных провокаторов с необузданной фантазией, но с математическим расчетом начал лепить команду для «Пластилина». Пожалуй, он стал первым российским драматическим проектом, на котором устраивали кастинг.
Кирилл Серебрянников:
 — Я искал индивидуальности и ни за что не согласился бы брать артистов, которых мне навязали бы в любом театре. Я глубоко убежден, что не каждый может сыграть такого Максима, какого сыграл Андрей Кузичев. Гамлета сыграть легче, а здесь персонаж говорит: «… бля, отсоси… » И тем не менее он должен влюбить в себя зал, умереть, воскреснуть…
Каждый актер прошел индивидуальную обработку. Некоторых, особо сомневающихся, режиссер уговорами, обманом заманил в «Пластилин». Не исключался и путь «насилия», что и произошло с артисткой Хохловой.
 — Ты хочешь предложить мне бомжиху? — взбрыкнула актриса, прочитав пьесу «Пластилин». — Не буду я бомжихой.
 — Ты дура! Молчать! — скомандовал Серебрянников. — Бомжиха — это Офелия, только в возрасте.
Хохлова расслабилась и не сопротивлялась.
Единственная, кто сама попросилась на возрастную роль, — это Марина Голуб. На что ей было сказано: «Какая ты бабушка — молодая красивая женщина. ». Но она сделала творческую заявку, и Серебрянников обалдел.
Они дзюдо любили и до
Кто же эти пластилиновые люди, которые заставили заговорить о себе? И которые сходу попали в номинации многих театральных премий? Большинство из актеров до «Пластилина» не имели судьбы, хотя где-то мелькали, светились и даже имели приличные роли мирового репертуара. Но. ..
Андрей Кузичев — главный герой Максим. Подросток с трудной судьбой.
Надо сказать, что амплуа малолетних негодяев буквально преследует его. Он уже сыграл мальчика-проститутку в спектакле «Шопинг энд факинг», хулигана в «Вестсайдской истории». В последнее время реабилитировался на экране, сыграв заоблачный образ идеального мужа в сериале «Семейные тайны». Того самого, который как последний романтик полюбил замужнюю женщину, увел ее от респектабельного мужа и честным трудом пытается заработать на жизнь.
В жизни — образцово-показательный: закончил сначала ГИТИС, затем аспирантуру, преподавал три года сценическую речь. В 28 лет на него посыпались предложения играть либо малолетних преступников, либо малолетних жертв. Хотя фактура у него не подростковая — рост метр семьдесят шесть, вес нормальный. Женат.
 — Сложно взрослому человеку, главе семейства играть подростка?
 — Мне было несложно. На сцене можно не вести себя как взрослый, и это уже здорово. И еще несложно потому, что текст пьесы для меня как поэзия. 
Спортивен, увлекается яхт-спортом. Ролики, коньки — тоже его. Имеет собственную музыкальную группу «О'кстати», которая недавно выпустила компакт-диск.
Работа в «Пластилине» — выдающаяся. Ему удается играть пронзительную боль без надрыва.
С точки зрения режиссера: артист с большим уровнем самоистязания. Пружина, которую надо сжимать, то есть терпеливо ждать момента, когда внутренняя работа выстрелит. 
Мухин Сергей — друган Максима — наглый Леха.
Свободный художник, занят в спектаклях Олега Меньшикова и Театра им. Моссовета. По жизни очень веселый человек, легкий и всем без исключения напоминает Костика из «Покровских ворот». Хотя на сцене это довольно мерзковатый тип, но не лишенный обаяния. Леха из тех, кто за копейку лучшего друга продаст, что, собственно, и происходит в «Пластилине».
С точки зрения режиссера: человек-праздник. Яркий, феерический, с большим желанием состояться.
Марина Голуб — бабушка Максима.
Самый опытный артист в «пластилиновой» команде. В ее послужном списке — «Сатирикон», театр «Шалом». Известность к ней пришла в зрелом возрасте, после того как она снялась в нескольких удачных сериалах, рекламах и стала ведущей разбитной телепрограммы «Эх, Семеновна».
 — Мы все, характерные, поздно начинаем. Судьба нас выдерживает, а потом…
Потом у Голуб случились роль Митюриной в сериале «Пятый угол», сразу 8 женских ролей в спектакле «Кукушка», несколько ролей в международном проекте «Борис Годунов». Ее запомнили в рекламе мятных конфет, где она убедительно подавила разочарование по поводу работы в выходные.
Характер — нордический, не унывает ни при каких обстоятельствах.
В «Пластилине» Голуб потрясает разваливающейся старческой пластикой, дрожащим голосом и болью, которую ее героиня вызывает у зрителей.
 — Сходу войти в такую роль не получается. За кулисами обычно стою одна, согнувшись, главное, чтоб не трогали.
 — А то, что перешла на амплуа старух, не боишься?
 — Я ничего не боюсь.
С точки зрения режиссера: мастер, сделавший потрясающий шаг по направлению к сути. Большая драматическая артистка, владеет темой.
Владимир Панков — спец по мерзавцам: мерзкий жених, не менее мерзкий бомж и жалкая мать подростка.
26 лет. Закончил ГИТИС (курс Олега Кудряшова). В несознательном возрасте готовился к карьере дзюдоиста и может с полной уверенностью отвечать: «Я дзюдо любил и до». Выступал в легком весе — 29 кг, имеет бронзовую медаль. В пубертатном возрасте отличался задиристостью и драчливостью.
Очень пластичен, и ему из всей команды, может быть, больше других подходит эпитет «
пластилиновый».
 — Я не хотел, чтобы мои персонажи были мерзавцами, хотя и поступают они плохо. Жених — пьяница и дебошир — в конце сцены плачет от своей беспомощности. И бомж тоже плачет.
 — А ты плачешь?
 — Я плакал. Наверное, потому что ранимый. Я не истерик, хотя мое амплуа — неврастеник. 
Он — музыкант, композитор. Играет практически на всех инструментах, увлекается этнической музыкой. Любимый инструмент — бас-кларнет. Любимый композитор — Стравинский, а из современных — Шелыгин и Ауербах. Любит уезжать в глухую деревню в Курской области, там собирает фольклор, и местный пастух научил играть его на рожке.
С точки зрения режиссера: артист глубокий, очень точный. Эдакий «вжик» — то здесь, то не здесь.
Ольга Хохлова — невеста, бомжиха, мать погибшего подростка.
Сибирячка. Семь лет проработала в Приморском академическом театре на амплуа характерных актрис. В один прекрасный момент сказала: «Плох тот артист, который не мечтает стать поваром» — и рванула в Москву, прихватив мужа и двух детей. Снималась в сериалах «Марш Турецкого», «Каменская», «Остановка по требованию», «Ростов-папа». Именно на этой картине она встретилась с режиссером Серебрянниковым.
В «пластилиновых» ролях проявила весь свой могучий талант, сравнимый разве что с тайфуном. За что и была номинирована на премию «Чайка» в разделе «Некоторые любят погорячей». Правда, «Чайка» пролетела мимо, потому что в данном случае потеряла остроту зрения, но сибирячка Хохлова не теряет надежды получить новые приглашения в театральные проекты. Пока же снимается, готовит замечательные борщи и блины. Воспитывает двух дочерей.
С точки зрения режиссера: чума, бомба, гейзер эмоций, чувств, состояния и таланта.
Виталий Хаев — училка Максима, криминальный тип. 
Фактура у артиста Хаева выдающаяся: лысый, как бильярдный шар, накачанный, но при этом пластичный. Впрочем, продвинутые театралы помнят его с длинными волосами, когда он практиковал в лаборатории небезызвестного Клима, где, между прочим, играл Гамлета и Отелло. Когда лабораторию прикрыли, он перешел дорогу и поступил в Театр им. Станиславского. В театре занят много, но, как говорит, смотреть особенно не на что.
Зато в «Пластилине» есть на что посмотреть. Например, на женскую роль училки-садистки. Выходит такая ломкая, такая лысая, да еще и в лифчике поверх коричневого платья фря с премерзким голосом.
 — Училку я «снял» со своей школьной учительницы. Ее до сих пор весь город Мытищи помнит. У нее, конечно, не было лифчика на платье, но эта деталь не самая страшная по сравнению с тем, что она творила.
Как и Владимир Панков — дзюдоист в прошлом, мастер спорта.
Его вторая роль — бандит, который, не дрогнув, насилует мальчиков, а потом сбрасывает их с крыши. С подобными уродами без морали судьба его свела совсем недавно. Он вышел с женой из машины и вдруг получил кастетом по лицу.
Этот случай еще раз доказывает, что в пьесе Сигарева «Пластилин» нет никакого вымысла, а концентрация мерзости на душу подростка — не абстрактная величина.
С точки зрения режиссера: сильный мастер, который пока не имеет материала, которого он достоин. Из тех звезд, который способен взбаламутить театральную Москву.
В «Пластилине» еще есть мальчик, которого играет не артист, а мальчик с улицы — Егор Холодков. Его кто-то привел из ребят, и он сильно выделялся среди деланных актерских детей. За ним, по мнению режиссера, стоит вся та улица, которая и представлена в «Пластилине». Егор зажегся театром, и «пластилиновая» команда считает это, может быть, самым своим большим достижением.
Еще есть небольшие роли: друг зэка — Дмитрий Ульянов и девушка — Вика Толстоганова — очень талантливые люди.
Не каждый мужчина умеет носить лифчик
Как лепили «Пластилин»? В основном по ночам и, несмотря на всю жуть драматургического материала, чрезвычайно весело. На первом же прогоне Панкову нужно было быстро переодеться из матери в жениха. А костюм там — смешной: лифчик поверх платья. Артист не успел стянуть деталь женского туалета и, как был, в лифчике, выскочил на слова своей невесты: «Валь, меня этот пидор за сиську схватил». Весь зал, слава богу, были все свои, рухнул.
 — Это правда, что ночные репетиции были сплошное веселье?
Кирилл Серебрянников:
 — Было очень весело. Мне нужно было артистов приучить к материалу, чтобы они не ощущали, что это что-то стыдное, неприличное, они должны были получить удовольствие. При этом мы говорили об очень страшных вещах — о смерти, о детях… Андрей Кузичев и Сережа Мухин ходили наблюдать за жизнью подростков в метро, которые нюхают клей. А Хаев заявил: «Кирилл, ты собрал какое-то отребье театральное, и мы все хулиганы. Ты что творишь?»
 — А что ты творил?
 — А я просил их максимально открыться, потому что такую драматургию нельзя делать нечестно.
«Пластилин» шокирует с самого начала — выносят гроб, потом училка засовывает лысую голову в писсуар. И сразу же следует эффектная сцена — мастурбация в кинотеатре. Столичный зал, закаленный и не такими зрелищами, цепенеет.
 — Вообще я считаю, что театр должен быть таким пограничным, когда зритель ерзает и думает: «Неужели они это сделают? Все, сделали! Какой ужас!» Главное, чтобы в этот момент не волна стыда окатила зал, а зацепила на уровне чувства.
Зал выдыхает, потому что не стыдно, а очень смешно и неожиданно, что самое ценное в искусстве.
Измена физике чревато успехом
И, наконец, о мастере, в чьих руках «Пластилин» стал не поделочным материалом и очередной театральной чернухой, а событием.
Кирилл Серебрянников, режиссер, 32 года. Ростовчанин. В прошлом отличник, физик, изменивший термодинамике с театром. По общему убеждению, нордически спокоен, но обижается как ребенок. Впрочем, обиды умеет скрывать. Но не мстительный. Из отряда трудоголиков. В данный момент сидит в Питере и на льду Финского залива снимает сцены своей будущей картины. В режиссуре идет своим путем.
До последнего момента «пластилиновый» режиссер и его «пластилиновая» команда не понимали, что выйдет из этой затеи. Они были уверены, что после спектакля их забросают тухлыми огурцами, помидорами, яйцами.
Однако жизнь распорядилась иначе.
Пресса
Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017
«Для меня зажим — это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001